II МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИОЛИМПИАДА «ЭНЦИКЛОПЕДИСТ»

Правила участия. Скачать Бланк ответов

I. (18 б.) География.

Внимательно рассмотрите карту  и выполните задания.

1. (9б.) Соотнесите федеральные округа с их административными центрами. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифр

А. Ростов-на-Дону

Б. Хабаровск

В. Москва

Г. Санкт-Петербург

Д. Нижний Новгород

Е. Новосибирск

Ж. Пятигорск

З. Симферополь

И. Екатеринбург

2.  (9б.) Укажите федеральные округа, к которым  относятся следующие субъекты Российской Федерации:

А. Республика Адыгея

Б. Республика Коми

В. Еврейская автономная область

Г. Ямало-Ненецкий автономный округ

Д. Карачаево-Черкесская Республика

Е. Республика Крым

Ж. Республика Хакасия

З. Республика Марий Эл

И. Республика Калмыкия

Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры.

II. (11б.) История искусства.

Внимательно рассмотрите памятники архитектуры XVIII-XIX веков и ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите в виде цифры или ряда соответствующих цифр.

1. (4б.) Приведенные выше памятники архитектуры расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Укажите те из них, которые можно увидеть, путешествуя по Санкт-Петербургу.

2. (2б.) Какие из приведенных выше памятников архитектуры построены в честь победы в Отечественной войне 1812  года.

3. (3б.) Укажите, на каких фотографиях изображены творения Матвея Федоровича Казакова.

4. (2б.) Укажите памятник архитектуры, построенный раньше остальных, его возведение началось при Петре Первом в 1718 году с целью размещения «кабинета редкостей».

III. (10б.) Философия.

Внимательно прочитайте высказывания мыслителей о цели и смысле человеческой жизни. Соотнесите высказывания с различными подходами к  пониманию этого вопроса. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ

А. «Разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на земле, все наши познания относительны»

Б. «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем» (Л.Н.Толстой)

В. «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?» (Персидский поэт Омар Хайям)

Г. «Только сбросив с себя человеческие условности и обязанности можно стать свободным человеком»

Д. «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой» (Персидский поэт Омар Хайям)

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ

1. фатализм

2. скептицизм

3. пессимизм

4. оптимизм

5. цинизм

IV. (8б.) Политология.

Установите форму государства, о которой идет речь в каждом из описаний. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА

А. Президент Франции наделен широкими полномочиями, с 1962 года он избирается всем населением страны, обладающим правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Президент Франции может распустить парламент; может издавать ордонансы – специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Б. С 1634 года территория Швеции разделена на 21 лен – равноправные административные субъекты. Каждый лен делится на административные районы – коммуны и города. Верховную власть короля в ленах представляют  губернаторы. В Швеции действует единая система органов государственной власти – один однопалатный парламент, один глава государства, одно правительство, чья юрисдикция распространяется на всю территорию страны.

В. Основным законом Австралии является конституция, одобренная в 1900 году королевой Викторией. Законодательная власть в Австралии представлена двухпалатным федеральным парламентом, состоящим из Сената и Палаты представителей. Обе палаты формируются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Исполнительная власть формируется из депутатов нижней палаты парламента, причем лидер партии большинства автоматически становится премьер-министром. В 1999 году был проведен референдум, на котором 55% австралийцев высказались за сохранение власти британского монарха.

Г. Законодательная власть в Бразилии принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу, состоящему из Сената и Палаты депутатов. В Сенате каждый из 26 штатов имеет трех представителей. Наряду с Конституцией Бразилии в каждом штате действует собственная конституция. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, избираемый прямым голосованием на 4 года.

ФОРМА  ГОСУДАРСТВА

1. демократический политический режим

2. республиканская форма правления

3. унитарное государственное устройство

4. федерация

V. (10б.) Лингвистика.

Установите, какие современные русские имена имеют общее происхождение с приведенными словами.

Поняв, какое латинское/греческое слово объединяет слова, вы догадаетесь, какое современное имя имеет то же происхождение. Ответ запишите в виде имени.

Пример задания:                                                                                    Решение:

царский портик                                                                                        (базилика)

мифическое существо                                                                            (василиск)

византийские императоры                                                                    (василевсы)

                                                                                                                     Ответ: Василий

1. Подводная лодка

    художник, изображающий море

    оттенок голубого цвета

2. Установление факта

    постоянная величина

    устойчивость

3. Жизнь

    органические вещества, необходимые организму

    следствие неполноценного питания

4. Чрезмерность

    правило поведения, принцип

    величайший

5. Чужеземец

    иноязычное слово

    бесчеловечность

VI. (9 б.) Правоведение.

Прочитайте текст «Гражданская дееспособность» и вставьте в него пропущенные слова из предложенного списка. Ответ запишите в виде ряда цифр.

Гражданский кодекс РФ закрепляет наличие и объем дееспособности граждан в зависимости от _______ (А). До 6 лет ребенок считается __________ (Б) недееспособным в силу незрелости психики. Категория граждан от 6 до 14 лет признается в целом ____________ (В), однако наделяется правом  самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.  Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают ___________ (Г) дееспособностью. По достижении ________ (Д) возникает полная дееспособность. При наличии психического расстройства, выражающегося в том, что человек не понимает значения своих действий, ___________ (Е) может принять решение о признании его недееспособным. Если человек ставит свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, то его дееспособность может быть __________ (Ж).  Если гражданин вступает в брак или работает по трудовому договору, занимается предпринимательской деятельностью при достижении_________ (З), то он может  приобрести полную дееспособность.  При согласии на эмансипацию  несовершеннолетнего обоих родителей, решение о ней принимается _________(И).

1. суд

2. недееспособность

3. возраст

4. 16 лет

5. дееспособность

6. частичная

7. правоспособность

8. орган опеки и попечительства

9. полная

10. 14 лет

11. ограниченная

12. 18 лет

Благодарим за участие.

Желаем победы!

Критерии оценивания:

Всего 66 баллов = 100%

1 место = 66-62 (100-95%)

2 место = 61-59 (94-90%)

3 место = 58-56 (89-85%)

Скачать Бланк ответов