ЦЕНТР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ ШКОЛА-ТЕХНИКУМ-ВУЗ

200-летний юбилей русского историка С.М.Соловьёва, автора «Истории России с древнейших времен»

200-летний юбилей русского историка С.М.Соловьёва, автора «Истории России с древнейших времен»

Он появился на свет в семье священника, но вошел в историю в первую очередь как светский просветитель: именно Соловьеву принадлежит концепция о том, что государство и есть народ и что история страны по сути определяется людьми, её населяющими. Кроме того, учёный утверждал: историю нашей страны невозможно рассматривать в отрыве от других европейских государств. 

В 1833 году Сергей Соловьёв был выписан из духовного звания и поступил в третий класс Первой московской гимназии. Его любимыми предметами стали русский язык и словесность, а также история. Как первый ученик, он был представлен попечителю Московского учебного округа графу Строганову – впоследствии граф всячески покровительствовал ему, с семьей Строгановых Сергей Соловьёв совершает и путешествие в Европу, где слушает лекции ведущих немецких и французских историков и философов Л. Шеллинга, Ф. Гизо, Ж. Мишле, Ф. Шлоссера.

Главный труд жизни Соловьёва – это, безусловно, «История России с древнейших времен». Каждый год с 1851-го выходило по одному тому «Истории», а последний, посвящённый царствованию Екатерины II, вышел уже после смерти ученого. 30 лет кропотливой работы в архивах с первоисточниками: Соловьев по существу стал первым, кто не просто изложил историю событий в масштабах государства, но и в доступной форме объяснил их суть. Среди предшественников по значимости с ним сопоставим разве что Карамзин, а в числе его последователей – великий историк Ключевский, который слушал лекции Соловьёва в Московском университете.

Если Карамзина критики упрекали в излишнем, с их точки зрения, консерватизме, то у Соловьева всё было с точностью наоборот. Соловьев полагал, что государство – это естественный продукт народной жизни. Он не считал себя ни западником, ни славянофилом. Он стал своего рода примирителем и заявил о том, что государство и его благо неотделимо от общественного быта и блага народа. При оценке деятельности какой-либо исторической фигуры Соловьёв считал неуместными «как чрезмерные похвалы, так и неумеренные порицания». Неисторичным он считал, когда «деятельность одного исторического лица отрывалась от исторической деятельности целого народа; в жизнь народа вводилась сверхъестественная сила, действовавшая по своему произволу…».

Соловьёв представлял историю России как закономерный поступательный процесс развития от родового строя к государству правовому и просвещённому, словом, «европейской цивилизации». Однако вместе с тем Соловьёв указывал и на зависимость развития России от её географического положения.

«Соблюдались ещё во всей строгости старые обычаи в сношениях с чуждыми народами и их представителями, приезжавшими в Москву; но допущение всё большего и большего количества иностранцев внутрь государства, явно высказываемая потребность в них, явно высказываемое признание превосходства их в науке, необходимость учиться у них предвещали скорый переворот в жизни русского общества, скорое сближение с Западною Европою»,– отмечал в своих трудах Соловьёв.

Сергей Михайлович Соловьёв умер 16 октября 1879 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

20.05.2020 10:04

Возврат к списку
ВСЕРОССИЙСКОЕ
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ
«ЭНЦИКЛОПЕДИСТ»

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ СМИ
ЭЛ №ФС77-65319
ОТ 12.04.2016
ВЫДАНО РОСКОМНАДЗОРОМ

РАЗМЕСТИТЬ
ПУБЛИКАЦИЮ


МЕЖДУНАРОДНАЯ ОНЛАЙН ОЛИМПИАДА

«Отечества достойные сыны»

правила участия

регистрация

текущие результаты


КАКАЯ ПРОФЕССИЯ
МНЕ ПОДХОДИТ?

ТЕСТ

КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПСИХОЛОГА
Конкурс рисунков:

"О героях былых времён"

Конкурс фотографий:

"Родина моя - бескрайняя Россия"