Всероссийская дистанционная олимпиада по психологии

"Проблемы душевной жизни и духовного развития человека"

1) Определение психологических понятий (10б.)

Задание: Соотнесите столбцы, заполните таблицу ответов. Каждому понятию соответствует только ОДНО значение.

А. Психология    1. Высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку.
Б. Психоанализ 2. Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
В. Психика 3. Определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека.
Г. Сознание 4. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира.
Д. Возраст 5. Вид деятельности, в результате которого не производится никакой материальный или идеальный продукт.
Е. Нервная система 6. Простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы.
Ж. Рефлекс 7. Свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
З. Деятельность 8. Реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы.
И. Игра 9. Совокупность образований у животных и человека, которая осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, анализирует их и обеспечивает координированную ответную реакцию.
К. Ощущение 10. Направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3.Фрейдом в конце XIX-начале XX вв.

2) Дополнение недостающих элементов схемы (9б.)

Задание: Перед Вами представлены названия общих (под цифрой 1) и специальных (под цифрой 2) отраслей психологии, а так же схема, в которой пропущены элементы. Подумайте, какая дисциплина относится к общей психологии, а какая к специальной? 

А ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Б ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Г ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Д ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Е ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Ж СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
З ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

3) Типы темперамента и их психологические характеристики (9б.)

Задание: Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова из данного списка. Внимание! Некоторые слова являются лишними.

1.________________ - совокупность врожденных индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его 2._______________ и общения.Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины 3.______________. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: кровь, желчь, слизь или черная желчь.

Академик 4._____________ изучал физиологические основы темперамента и обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса - возбуждение и торможение - отражают деятельность 5.____________. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент можно подразделить на четыре типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

6._________ -реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить), слабое внешнее выражение эмоций; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное.

7._________- обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика». Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.

8._________ - нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, проявляет резкость движений, вспыльчивость. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.

9.____________ - обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный и отзывчивый человек. Легко сходится с новыми людьми.

Пропущенные слова: Гиппократ, игра, головной мозг, гиппокамп, Аристотель, флегматик, деятельность, сангвиник, конституция тела, Э. Кречмер, пикник, меланхолик, астеник, И. П. Павлов, темперамент, холерик, характер, циклотимия.

4) Гонка во вред своему сердцу (15б.)

Задание: Прочитайте отрывок из популярной психологической книги. Ответьте на поставленные вопросы.

Кто вы? Если вам зададут такой вопрос, вы, возможно, будете описывать себя с помощью наиболее явных характеристик.Примером такой чертыявляется интроверсия-экстраверсия. Интроверты более закрыты, стараются дистанцироваться, а экстраверты более дружелюбны, в большей степени вовлечены в происходящее вокруг них.Эта черта, лишь одна из многих, которая позволяет нам частично предсказать поведение человека в определенной ситуации.Было бы здорово, если бы определенные поведенческие черты позволяли нам предсказывать состояние здоровья человека или шансы умереть от сердечного приступа.Благодаря одному интересному наблюдению в 1959 г. двух врачей-кардиологов, Фридмана и Розенмана, произошел прорыв в изучении психологии поведения человека.

Доктор Фридман ожидал, пока в его офисе переделают обивку офисной мебели. Оказалось, что его пациенты, как правило, сидели на краю сидений, поэтому обивка износилась больше на передней части подушек. Он задумался: чем поведение его пациентов (людей с сердечной недостаточностью) отличалось от поведения здоровых людей? Фридман и Розенман предположили, что вероятность приобрести сердечную недостаточность выше у людей, долгое время находящихся в состоянии стресса. Они решили подвергнуть эту мысль научной проверке.

Они разработали набор характеристик для наблюдаемой модели поведения, которая была связана, по их мнению, с уровнем холестерина и коронарной недостаточностью. Эта модель, названная моделью А, включала следующие характеристики: 1) постоянное интенсивное стремление к достижению поставленных целей; 2) сильнейшее стремление и готовность соревноваться в любой ситуации; 3) постоянное желание быть признанным и успешным; 4) постоянное участие  в различных мероприятиях, в которых существует «лимит времени»; 5) привычное стремление делать рывок, чтобы закончить какое-то дело; 6) исключительная умственная и физическая готовность действовать.

Затем была разработана модель Б, характеризующаяся относительным отсутствием следующего: напряжения, амбиций, чувства нехватки времени, желания соревноваться и денежных затруднений. Затем Фридман и Розенман нашли испытуемых и провели исследования. По полученным результатам авторы сделали вывод, что поведенческая модель в группе А явилась главной причиной сердечной недостаточности и связанных с этим нарушений кровотока. Следовательно, люди приобретали болезнь из-за своих поведенческих привычек.

Вопросы:

1. Что Вы думаете об этом исследовании? Какова его актуальность в наши дни?

2. Почему ученые использовали модели поведения А и Б? В чем достоинство их моделей, в чем недостаток?

3. Какие замечания Вы бы внесли? Что бы Вы критиковали, а с чем согласились? Объясните свою позицию.

5) Мотивация и мотив (8б.)

Задание: Прочитайте суждения. Выберите ОДИН правильный ответ.

1. Мотив – это …

а) Внутреннее побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным, в конечном счете, на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.
б) Нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.
в) Родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.
г) Безусловная первоначальная реакция на любой новый стимул.

2. Мотивация – это …

а) Важнейший принцип управления и регулирования во всех сложных системах. Сущность его заключается в поступлении в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органам.
б) Относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, выработанная в процесс жизни.
в) Совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов поведения людей и животных;  комплекс разнообразных мотивов, управляющих какой-либо деятельностью на протяжении некоторого времени.
г) Сложная нейрофизиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, действующих на человека.

3. Внешняя мотивация – это …

а) Мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).
б) Мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
в) Мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).
г) Мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).

4. Познавательная мотивация – это …

а) Дополнительный вид мотивации: игровая деятельность, исследовательское поведение.
б) Вид мотивации, направленный на поддержание саморегуляции.
в) Стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
г) Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

5. Потребность – это …

а) Ответный акт организма, детерминированный воздействием факторов внешней и внутренней среды на составляющие рецепторы.
б) Внутренний побудитель активности, динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Субъективно переживается или просто называется как тяга, влечение, хотение, желание.
в) Внешнее или внутреннее воздействие, вызывающее в рецепторе возбудительный процесс.
г) Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

6.Воля – это …

а) Реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Она связана с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
б) Психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление.
в) Процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.
г) Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

7.Абулия – это …

а) Болезненное безволие, проявляющееся в неспособности принять самое простое решение.
б) Повышенная чувствительность к различным воздействиям.
в) Совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.
г) Состояние психики, проявляющееся в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности и общей подвижности.

8. Целеустремленность — это …

а) Умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.
б) Умение человека подчинять свои действия поставленным целям.
в) Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
г) Умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.

6) Решение дилеммы (12б.)

Задание:Внимательно прочитайте предложенную дилемму и ответьте на вопросы.

ВАЖНО! Здесь нет правильного и неправильного варианта ответа. Обратите пристальное внимание на обоснование предпочтительности вашего умозаключения.

В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: "Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства". И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.

Вопросы:

1. Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или нет?
2. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство?
3. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или нет?
4. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого?

*** *** ***

Критерии оценивания данной олимпиады:

всего 63 балла (100%);

Распределение мест:

I место=  63 - 60 б. (100-95%);

II место=  59 - 57 б. (94-90%);

III место= 56 - 53 б. (89-85%).

В наградных документах будет указано количество набранных баллов в процентах.

*** *** ***

Бланк ответов

Правила участия:

Ответы следует внести в Бланк ответов, корректно заполнить поля регистрации. Файл с Бланком ответов назвать фамилией участника и сохранить в формате doc. (Иванова Наталья.doc). К письму приложить фото/скан/скриншот подтверждающий оплату оргвзноса в размере 150 рублей.

Работу необходимо прислать  на электронный адрес:    znaina5@yandex.ru

Информацию о своем результате Вы узнаете сразу после проверки Вашей работы. Результат будет подтвержден наградным документом в электронном виде, который мы отправим на тот e-mail, с которого получим от Вас ответы.

Можно заказать подлинник наградного документа. Его изготовление и пересылка Почтой России стоит 200 рублей. 

Информация о реквизитах "Энциклопедиста" для всех видов платежей

Информация о текущих олимпиадах "Энциклопедиста" 

ОБРАЗЕЦ НАГРАДНОГО ДОКУМЕНТА