Всероссийская дистанционная социально-гуманитарная олимпиада "Энциклопедист"

I. (9б.) Правоведение.

Прочитайте текст и вставьте в него пропущенные слова, подобрав их из предложенного списка. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры.          

"В России существует четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и ...... (А). Конституционное судопроизводство осуществляется ........ (Б). Его основная задача - следить, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативные правовые акты не противоречили  нормам ....... (В). Конституционный Суд РФ состоит из …..  (Г) судей, разделенных на две палаты. Председатель Суда и председатели палат избираются из числа судей на основе ...... (Д) голосования. Судьи назначаются ....... (Е) по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин РФ в возрасте ........(Ж) лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее ......(З) лет  и обладающий высокими моральными качествами. Граждане РФ, достигшие ..... (И) лет могут самостоятельно обратиться в Конституционный Суд  в письменной форме". 

1) арбитражное  5) Совет Федерации     9) 40-70 
2) 20        6) 35-60              10) 16 
3) 15    7) административное 11) Конституционный Суд
4) Конституция РФ    8) 19          12) тайное

 

II. (5б.) Филология.

Ниже приведены группы слов на греческом, латинском, французском, немецком, английском языках. Все они легли в основу современных научных терминов. Определите, к какой именно науке относится каждая группа слов. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры.

A. Французский язык - enquete, valide, pilotage,situation, anomie 1. Социология
Б. Латинский язык - conventio, appellacio, obligatio, crimen 2. Экономика
B. Греческий язык - dualis, mythos, skeptikos, dialektike 3. Психология
Г. Английский язык - audit, demand, supply, price 4.Правоведение
Д. Немецкий язык - Affect, Psyche, Emotion, Gestalt 5.  Философия

III. (12б.) Политическая география.

На "Политической карте мира" некоторые государства обозначены цифрами. Определите государство по характеристике политического устройства и описанию текущей ситуации. Ответ запишите в виде цифры, под которой государство обозначено на карте. 

1. Парламентская республика с федеративным государственным устройством. Член Евросоюза, НАТО и "Большой семерки". Является второй в мире страной после США по популярности иммиграции.

2. Конституционная парламентская монархия во главе с императором - "символом государства и единства народа". Страна расположена на архипелаге, состоящем из 6852 островов, вся территория разделена на 47 префектур, в которых проживает почти 127 млн. человек. Является одним из мировых лидеров по развитию фундаментальной науки, имеет 19 нобелевских лауреатов по физике, химии, медицине.

3.  По форме правления социалистическая республика парламентского типа. Неофициальное название - Остров Свободы. Парламент - Национальная ассамблея народной власти - назначает главу государства и формирует правительство. Большинство депутатов парламента являются членами коммунистической партии. В декабре 2014 года были восстановлены дипломатические отношения с США, прерванные в 1961 году.

4. Страна с тысячелетней историей обрела суверенитет в 1946 году, получив независимость от Франции. По форме правления однопартийная президентско-парламентская республика. С 2011 года на территории государства ведется кровопролитная гражданская война, в которой участвуют и террористические организации. По некоторым данным за террористов воюют граждане 70 государств.

5. В соответствии с Основным законом, принятым в 1993 году, принципами конституционного устройства  этого государства являются демократизм, признание прав и свобод человека высшей ценностью, социальное рыночное хозяйство, федерализм, республиканская форма правления, идеологическое и политическое многообразие.

6. Доминион. Главой государства является британская королева, управление от ее имени осуществляет генерал-губернатор. По площади территории занимает второе место в мире, которая устроена по федеративному принципу и состоит из 10 провинций, таких как Альберта, Манитоба, Саскачеван, Нунавут и др. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами.I

IV. (10б.) История.

Перед вами портреты великих личностей из разных исторических эпох. Ответьте на вопросы, указав номера соответствующего портрета.

1. Два политических лидера одной исторической эпохи. Писали друг другу письма, подписывая их «Ваш добрый приятель» и  «Your good friend».  Оба любили книгу Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Подписали с разницей в два года Манифест об отмене крепостного права и Декларацию об отмене рабства. Укажите номера портретов с изображениями правителей, вошедших в историю как Освободитель и Эмансипатор.

2. Александр Сергеевич Пушкин оценивал его творчество "как верное изображение времени". В исторических драмах-хрониках автор описывал войну Алой и Белой розы, народное восстание Джона Кэда, правления Генрихов и Ричардов. Так, в драме "Ричард III" король показан как коварный властитель, достигший трона через преступление, правящий по принципу: "Кулак нам - совесть и закон нам - мечь". Укажите портрет великого драматурга.

3. Среди представленных портретов есть изображение короля Англии Карла I, казненного в 1649 году, и его "палача", правившего в качестве лорда-протектора с 1649 по 1658 год. Укажите портрет их русского современника, государственного и военного деятеля, дипломата, автора Новоторгового устава, первого мелкого дворянина, получившего звание боярина и высокие должности в государстве не благодаря семейным связям, а вследствие личных достижений и способностей.

4. "Чудесно спасшийся император Петр III Федорович", который своим Указом от 6 августа 1774 года объявил жителям Саратова, "что все купечество, бобыли и солдаты будут защищены и пожалованы, и ото всех податей избавлены, и вольность дана будет; а штап-обер-афицеров и дворян всех велел перевешать". Укажите номер портрета, на котором изображен "народный царь".

5.  Политический и военный деятель, публицист, автор "Истории о великом князе Московском, о делах, яже слышахом у достоверных людей и яже видехом очима нашима". После своего бегства в Великое княжество Литовское направил Ивану Грозному послание, в котором пытался оправдаться и обвинял царя в гонениях на преданных ему людей. Получил от московского государя ответ: "Ты же, тела ради, душу погубил еси, и славы ради мимотекущия нетленную славу презрел еси, и на человека возъярився, на Бога возстал еси". Укажите портрет князя-беглеца.

V. (5б.) Филология.

Установите, какие современные русские имена имеют общее происхождение с приведенными словами.

Поняв, какое латинское/греческое слово объединяет слова, вы догадаетесь, какое современное имя имеет то же происхождение. Ответ запишите в виде имени.

Пример задания:                                                                                    Решение:

царский портик                                                                                        (базилика)

мифическое существо                                                                            (василиск)

византийские императоры                                                                   (василевсы)

                                                                                                                      Ответ: Василий

1. Подводная лодка

    художник, изображающий море

    оттенок голубого цвета

2. Установление факта

    постоянная величина

    устойчивость

3. Жизнь

    органические вещества, необходимые организму

    следствие неполноценного питания

4. Чрезмерность

    правило поведения, принцип

    величайший

5. Чужеземец

    иноязычное слово

    бесчеловечность

VI. (10б.) Философия.

Внимательно прочитайте высказывания мыслителей о цели и смысле человеческой жизни. Соотнесите высказывания с различными подходами к  пониманию этого вопроса. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ

А. «Разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на земле, все наши познания относительны»

Б. «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем» (Л.Н.Толстой)

В. «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?» (Персидский поэт Омар Хайям)

Г. «Только сбросив с себя человеческие условности и обязанности можно стать свободным человеком»

Д. «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой» (Персидский поэт Омар Хайям)

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА ЖИЗНИ

1. фатализм

2. скептицизм

3. пессимизм

4. оптимизм

5. цинизм

*** *** ***

Критерии оценивания данной олимпиады:

всего 51 балл (100%);

Распределение мест:

I место=  51- 49 б. (100-95%);

II место=  48 - 46 б. (94-90%);

III место=  45 - 43 б. (89-85%).

В наградных документах будет указано количество набранных баллов в процентах.

*** *** ***

Бланк ответов

Правила участия:

Ответы следует внести в Бланк ответов, корректно заполнить поля регистрации. Файл с Бланком ответов назвать фамилией участника и сохранить в формате doc. (Иванова Наталья.doc). К письму приложить фото/скан/скриншот подтверждающий оплату оргвзноса в размере 150 рублей.

Работу необходимо прислать  на электронный адрес:    znaina5@yandex.ru

Информацию о своем результате Вы узнаете сразу после проверки Вашей работы. Результат будет подтвержден наградным документом в электронном виде, который мы отправим на тот e-mail, с которого получим от Вас ответы.

Можно заказать подлинник наградного документа. Его изготовление и пересылка Почтой России стоит 200 рублей. 

Информация о реквизитах "Энциклопедиста" для всех видов платежей