1. (2б.) После Второй мировой войны наибольшее влияние на научно-технический прогресс и на все естественные науки оказывала физика. Фундаментальные теоретические исследования советских физиков получили широкое признание во всём мире. В 1957 году под руководством В.И.Векслера, Д.В.Ефремова, Е.Г.Комара был осуществлен прорыв в изучении физики высоких и сверхвысоких энергий. Под их руководством был создан(-а)
2. (2б.) В истории науки часто бывает, что настоящее значение открытия выясняется не сразу. Этот учёный, родившийся в XVIII веке, опубликовал свою теорию параллельных прямых сначала на французском и немецком языках, заслужил высокую оценку великого Гаусса. В России же к его идеям относились без понимания, насмешливо, даже враждебно. Признание пришло спустя столетие. Идеи ученого легли в основу теории относительности, нашли своё применение в квантовой физике, в исследовании Вселенной. Назовите имя автора «воображаемой геометрии».
3. (5б.) Ниже перечислены фамилии российских и советских учёных, внесших значительный вклад в развитие мировой науки. Укажите их сферу деятельности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
СФЕРА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Философия | |||||
Экономика | |||||
История |
ПРОСЛАВЛЕННЫЕ УЧЁНЫЕ XX ВЕКА:
2. Артемий Владимирович Арциховский
3. Николай Онуфриевич Лосский
4. Алексей Фёдорович Лосев
5. Евгений Викторович Тарле
4. (2б.) Установите имя нашего выдающегося соотечественника по описанию его научных достижений. По образованию был биологом, но основной его вклад в науку касается минералогии, кристаллографии, геохимии и биогеохимии. Систематизировал данные о большинстве минералов и дал их новую классификацию. Исследовал явления радиоактивности. Разбил все химические элементы на группы по доле их участия в составе земной коры и установил процентное содержание в земной коре многих элементов. Разработал учение о биосфере.
5. (5б.) Российская наука является значимой частью мировой науки. Научные исследования, осуществляемые в различных уголках планеты, могут идти параллельными курсами при активном взаимодействии учёных. В истории были случаи, когда прорывы в научных исследованиях достигались одновременно учеными разных стран. Установите учёных-современников, работающих над общей научной проблемой.
СОВЕТСКИЕ УЧЁНЫЕ: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Николай Николаевич Семенов | |||||
Лев Давидович Ландау | |||||
Николай Иванович Вавилов |
ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЁНЫЕ:
2. Сирил Н.Хиншелвуд. В 1956 году совместно с советским коллегой получил Нобелевскую премию по химии «за исследования в области механизма химических реакций»
3. Макс Борн. Являлся одним из основоположников квантовой механики, за которую в 1955 году получил Нобелевскую премию
4. Генри Морган. Крупнейший генетик, автор теории наследственности. Американский ученый предоставил советскому коллеге свою лабораторию и возможность проанализировать документы построения хромосомной теории
5. Физики Г.А.Крамерс и И.А.Кристиансен. В 1923 году открыли реакцию разветвленной цепи
6. (2б.) Русский учёный Николай Николаевич Зинин (1812-1880) посвятил свою жизнь всецело науке. Он учился, а затем несколько лет преподавал в Казанском университете. В 1848 году переехал в Петербург и приступил к работе в Медико-хирургической академии. В 1858 году был избран членом-корреспондентом Академии наук. Учениками Н.Н.Зинина были А.П.Бородин, Н.Н.Бекетов, А.М.Бутлеров. Вклад Зинина в науку получил заслуженную оценку. Он был избран членом жюри международной выставки в Париже. Научная общественность французской столицы тепло встречала русского ученого. Какое из предложенных высказываний посвящено Николаю Николаевичу Зинину?
7. (2б.) Николай Иванович Пирогов (1810-1881) 50 лет своей жизни посвятил медицине. Значение научной деятельности Пирогова состоит в том, что своим самоотверженным трудом он превратил хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства. Память о великом хирурге сохраняется в названиях медицинских учреждений и городских улиц. В доме, где жил Пирогов, открыт музей истории медицины. Расставьте факты научной и практической деятельности Николая Ивановича Пирогова в правильной хронологической последовательности.
2. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Н.И.Пирогов занимался организацией медицинской помощи раненым на территории Болгарии, объезжал военно-временные больницы, лазареты, аптечные склады, лечил и оперировал солдат
3. В годы Крымской войны участвовал в обороне Севастополя. Впервые в истории медицины применил гипсовую повязку, сортировку раненых, службу сестер милосердия, тем самым заложив основы военно-полевой медицины
4. В 14-летнем возрасте поступил на медицинский факультет Московского университета. После его окончания работал в хирургической клинике в Дерпте, защитил докторскую диссертацию (в 26 лет стал профессором хирургии), написал одно из самых значительных своих сочинений - «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций»
5. Участие в военных действиях на Кавказе. В 1847 году в ауле Салты, впервые в истории медицины, начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием (всего великий хирург провёл около 10 000 операций под эфирным наркозом)
8. (4б.) Российская наука сегодня. Выберите из перечня открытий российских ученых те, которые сделаны в последние десятилетия (с 80-х XX века).
9. (6б.) Выдающимся учёным – энциклопедистом, первым русским академиком, оказавшим значительное влияние на мировую науку, был Михаил Васильевич Ломоносов. Пушкин сказал о нем: «Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Выберите положения, относящиеся к научной деятельности М.В.Ломоносова.
10. (5б.) Соотнесите факты биографии с именами великих российских учёных.
РОССИЙСКИЕ УЧЁНЫЕ: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Александр Степанович Попов | |||||
Иван Петрович Павлов | |||||
Климент Аркадьевич Тимирязев |
ФАКТЫ ИХ БИОГРАФИИ:
2. После успешного окончания физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета преподавал физику, математику и электротехнику в Кронштадте. В 1899 году удостоен звания Почётного инженера-электрика
3. Получил домашнее образование с изучением нескольких языков, увлекался химией, литературой, музыкой, живописью. С пятнадцати лет начал самостоятельно зарабатывать переводами. В последующем сделал лучший перевод «Происхождения видов» Ч.Дарвина
4. Был отчислен с физико-математического факультета Петербургского университета за участие в студенческих волнениях, закончил его вольнослушателем. С 1878 по 1911 год являлся профессором Московского университета, из которого добровольно ушел в отставку в знак протеста против политики министерского начальства.
5. В 1901 г. был избран членом-корреспондентом, а в 1907 г. действительным членом Петербургской Академии наук. В 1904 г. за свои работы по пищеварению получил Нобелевскую премию.
11. (4б.) «Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там, где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит»
Эти строки японский поэт написал в марте 1904 года. Они посвящены русскому адмиралу, командующему Тихоокеанской эскадры Степану Осиповичу Макарову. Прославленный флотоводец погиб на броненосце «Петропавловск» во время русско-японской войны. Адмирал Макаров вошел в историю не только как доблестный офицер морского флота, но и как выдающийся ученый. Выберите из предложенного перечня научные достижения Степана Осиповича Макарова.
12. (6б.) Одним из самых известных и уважаемых учёных является Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Медаль имени Д.И.Менделеева – престижная награда в мировой химии. Великий ученый внес значительный вклад не только в изучение и систематизацию химических элементов, но и в другие сферы, которыми ему пришлось заниматься на протяжении жизни. Выберите из предложенного перечня факты, характеризующие деятельность Дмитрия Ивановича Менделеева
13. (5б.) В Среди прославленных ученых нашей страны есть и женские имена. Какими научными достижениями они прославились?
УЧЕНЫЕ: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) | |||||
Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008) | |||||
Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810) |
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ:
2. Исследовала принципы деятельности головного мозга человека в норме и патологии, разработала детектор ошибок
3. Участвовала в составлении «Толкового словаря русского языка». Предложила использовать букву «Ёё»
4. Наиболее важные исследования относятся к теории вращения твёрдого тела. Получила большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка
5. Работала над методологией исследования мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций, творчества. Считала, что «мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает её из пространства и считывает»
14. (6б.) Научная деятельность – это и творческий полет мысли, и тяжелый изнурительный кропотливый труд. Люди науки обладают незаурядными качествами не только как исследователи, но и как граждане своей страны. Не зря им посвящают кинофильмы и воспевают в романах. Какие из перечисленных произведений посвящены российским и советским учёным?
15. (4б.) Текст с ошибками. Прочитайте текст «Петр Леонидович Капица», в двух предложениях которого содержатся фактические ошибки. Найдите их. Нажмите на номера предложений с ошибками.
(1) Пётр Леонидович Капица родился 9 июля 1894 года в Кронштадте в семье военного инженера, с отличием окончил Кронштадтское реальное училище и в 1912 году поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. (2) В 1914 году началась русско-японская война, третьекурсника Петра Капицу мобилизовали в армию, где он служил шофёром санитарного отряда. (3) После демобилизации Капица продолжил учебу в институте под научным руководством академика, «отца советской физики» Абрама Фёдоровича Иоффе. (4) По настоянию Иоффе и при содействии самого влиятельного в ту пору русского писателя Льва Николаевича Толстого, Капица едет в Англию для стажировки в лаборатории Эрнста Резерфорда. (5) В 1935 году советское правительство предложило Капице стать директором Института физических проблем Академии наук СССР, для оснащения которого выкупило у Англии его лабораторию, чтобы учёный смог продолжить работу в области сверхсильных магнитных полей. (6) В 1978 году Шведская академия наук присудила Петру Леонидовичу Капице Нобелевскую премию по физике "за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур".
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
16. Внимательно рассмотрите фотографии памятников, посвященных российским и советским деятелям науки, и ответьте на поставленные вопросы.
1![]() |
3![]() |
5 ![]() |
2![]() |
4![]() |
6![]() |
А) (2б.) Какой из памятников посвящен уроженцу Краснотурьинска, выпускнику Духовного училища Екатеринбурга и Пермской духовной семинарии? Ежегодно 7 мая в нашей стране отмечается день его изобретения.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Б) (2б.) Какой из памятников посвящен советскому учёному-ядерщику и был открыт в 1986 году к 250-летию Челябинска на площади Науки?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В) (2б.) На каком памятнике высечены пророческие слова К.Э.Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет все околосолнечное пространство»?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |